пятница, 28 ноября 2014 г.

ЧД: Тысяча Младых ГФЛ. Часть III.

Почему-то шесть штук. Наверно, в честь пятницы...

Желанные
 Риту разбудило предчувствие надвигающейся катастрофы. На душе стало тяжело и тошно. Взгляд девушки обшарил комнату: силуэты безмятежно спящих отца, матери, сестрёнки. Она вздрогнула и прошептала: «Не может быть».

Неплохо. Несмотря на то, что девятнадцатилетняя девушка ведет себя как пятилетняя девочка, неплохо. Монстры классные, жуткие, атмосфера нагнетается со знанием дела. Глазницы, полные червей, которых нужно кормить и которые дают возможность видеть – отличная придумка. Сюжет слегка перегружен событиями, а текст грешит иногда странными фразами и невычитанностью, но это все ерунда. Главный минус, конечно, это главный злодей. Он никакой. Вообще никакой, одно сплошное разочарование. В рассказах Безглазого он выглядит интересно, интригует – так пусть бы он там и оставался, в этих рассказах. Как раз тот случай, когда полностью распахивать дверь, демонстрируя чудовище, притаившееся с той стороны, не следовало. Потому что загадочный темный колдун оказался обычным магом-злодеем из плохого фэнтези и сломал весь финал, разрушил кульминацию, к которой так долго выстраивалась дорога. Слитый финал – самая распространенная и самая тяжелая проблема в жанре. Недоговоренности часто гораздо страшнее червей в глазах и обвисших грудей. Может, не стоило все же открывать читателю все карты? Ну да ладно, сочинять за автора – дело бесполезное и неблагодарное, поэтому не будем. Напоследок добавлю вот еще что: неприятнее всего меня резанула фраза про аборты. Она выглядит как дешевая пропаганда. Вне зависимости от того, как сам автор или каждый конкретный читатель относятся к проблеме. Слишком уж она кондовая, эта фраза, слишком безвкусная – как рекламный щит с младенцем, ромашкой и надписью «мама, не делай аборт». То есть, для рекламного щита такая подача нормальна, а для художественного произведения, наверное, нет. У меня все. Насчет топа пока непонятно.
  
Забава
 … дверь поскрипывала при каждом порыве ветра, точно кряхтящая, страдающая артритом старуха, разбухшая от влаги и насквозь прогнившая.

Разбухшие от влаги и насквозь прогнившие старухи скрипят под ветром, остановившиеся часы и выключившийся фонарь не состыкуются, а главный герой впервые в жизни не хочет идти в этот дом. Чего это он, спрашивается? Столько лет ходил, как миленький, а тут заартачился! Но вообще верно – там же две комнаты (одна из которых - кухня), и сделать времяпрепровождение в них по-настоящему увлекательным можно только снимая все на мобильный телефон и слушая россказни двоюродного брата.
Короче говоря, нелепица. Ни во что не верится – ни в такие «деревенские закидоны», ни в таких ведьм, ни в такие ужасы. Что было написано в письме? Что случилось с братом и почему теперь оно угрожает главному герою? Темные тени? Мертвая ведьма? Запах дыма? Разбитые зеркала? Ворон, невесть откуда взявшийся, невесть куда пропавший и невесть зачем введенный в повествование? Что вообще происходит?
Вы простите меня, автор, пожалуйста, но «Забава» халтурно придумана и халтурно написана. Вам было лень работать над ней, и вы все свели к минимуму, к примитивной отписке. Хотя иногда между абзацами один страннее другого попадается в ней вдруг… проблеск потенциала. И кажется в эти моменты, будто из истории, насколько бы банальной она ни выглядела, можно было бы сделать читабельный и интересный текст. Может, в следующий раз получится, когда эта история покажется интересной самому автору. Пока же однозначно мимо топа.

Инвалид
 Тогда он одной рукой схватил её за ноги и поднял в воздух, второй взялся за нижнюю челюсть. Ладонь легла на пеньки молочных зубов между двумя клыками. Потянул челюсть вниз. Та задрожала, заметалась в разные стороны. Медленно опустилась - окровавленные клыки вырвались из раны.

А вот мне понравилось. Ляпов, конечно, море. Их уже все перечислили не раз, отругали за них и еще будут ругать – и правильно будут. Ляпы – это плохо. Шаркающие при надевании ботинки никуда не годятся. Но в то же время в целом рассказ производит впечатление. Рваный, рубленый даже ритм повествования, абсурдность происходящего, кровавость, драйв – настоящий трэшак. Разве что с педофилией автор перегнул, тема возможного совокупления с девочкой-вампиром почему-то слишком уж настойчиво продвигается. Немота главного героя напрашивается на какое-то значение, но так его в итоге и не получает. Да и не мешало бы отчетливей обозначить причины столь резких и столь трагических перемен в соседях. То есть, в этом явно замешано происшествие на заводе, верно? Если бы ему было уделено чуть больше внимания – без прямых объяснений, упаси бог – то, возможно, и воспринимался бы рассказ иначе. Вобщем, вердикт простой: отличная история, есть все предпосылки для стиля, но нехватка вычитки убивает шансы попасть в топ напрочь. Просто потому что это бессмысленно и жестоко. Одной только вышеприведенной сцены расправы с младшей упырихой достаточно, чтобы мозг несчастного читателя взорвался от попыток осознать, что именно там описано. Надеюсь, автор исправится и превратит рассказ в легко читаемый эталон трэш-хоррора. Есть над чем работать – а главное, зачем работать.

Красный этюд в черно-белом лесу
 Я знала, что охотник голоден – видела по глазам-орехам и тому, как дёрнулся кадык, когда он сглатывал слюну. Я ворошила, перебирала и гладила пирожки в корзинке так, что ему было не устоять.
Гастрономическая эротика – дело такое, на любителя. Или автор намеренно писал юмористическую вещь? Если да, то ему не удалось, потому что выглядит текст претенциозно-серьезным, пафосным. Таким, знаете, готишным: развевается под светом бледной луны кроваво-красный плащ, вокруг все очень мрачно, все очень безнадежно. И прямо посреди этой безнадежности сидит волк за роялем в кустах (точнее, за пианино в кустах, что, однако, ничуть не менее нелепо), наигрывая грустную мелодию. Прямо посреди этой безнадежности девочка поглаживает пирожки, соблазняя ими охотника. Прямо посреди этой безнадежности существуют самые странные в истории мировой литературы пироги с грибами. Мало того, что в них, оказывается, вполне могли попасть осенние листья, так еще они, будучи разломленными, выпускают некое «грибное облачко». Похоже, странная мамаша героини насовала внутрь сушеный дедушкин табак. Если не обращать внимания на юмористические моменты, то останется ладно скроенная и по большому счету симпатичная вариация на тему классической сказки. Да, это такой прием, который очень быстро становится затасканным, а потому требует особо осторожного подхода. Но небольшой объем и приятный язык не дают читателю ни утомиться, ни ослабить внимание. Хорошо. Насчет топа – не знаю. Все может быть.


Мистерии Червя
На нём сидел полу разложившийся труп человека в халате. От неожиданности я замахал руками и повалился на стол, разбив остальные колбы. Я был весь в этих чертовых червях. Они были у меня под курткой, в  волосах, в ботинках. Труп  открыл глаза и стал тянуть ко мне руки.

Я не знаю, что к этому добавить. Честно. Один из самых слабых рассказов в группе, который вообще не за что похвалить. Ни грамотности, ни сюжета, ни персонажей. Текст полон перлов, но смеяться над ними не хочется (почти). Не серчайте, уважаемый автор, но создается ощущение, будто вы хотели написать что-нибудь для конкурса, однако ни одной стоящей идеи в голову не пришло, и тогда решили порадовать нас кратким пересказом сюжета случайно увиденного любительского ужастика, который по причине экономии средств обошелся без сценария, да и снимался-то, похоже, ради лулзов. Текст очень неряшливый, и все его огрехи особенно раздражают на фоне отсутствия хоть сколько-нибудь ценного содержания. Спасти подобный сюжет могли бы яркие персонажи и атмосфера, но их нет. В топ рассказ не попадает, само собой.

Мост
Старый мост по-прежнему висел над пересохшим руслом реки. Ржавые балки угрюмо выглядывали из-за чахлой растительности на берегах, и слабый солнечный свет безнадежно тонул в глубоких тенях между ними. Перекрестия стальных ферм напоминали глазки мертвецов из детского комикса. У моста было много таких глаз.

Идеально написанный рассказ. Ну, то есть, присутствует в нем, конечно, всякая досадная мелочь вроде «покаркивания птиц», но на нее внимание не обращается, как ни старайся. Отличная темная история, пугающая и берущая за душу. И пусть финал предугадывается еще на первой странице – в «Мосте» интрига не так уж важна. Короткая история не обязана быть непредсказуемой, если в ней есть настроение, внутренняя логика и правильная подача материала. Здесь все это присутствует в нужных пропорциях. Отлично поймана атмосфера забытого места, затерянного то ли в тумане, то ли стирающихся воспоминаниях. Ловишь себя на мысли о том, что тоже когда-то, в солнечном детстве, играл возле похожего моста, подпирающего старую железную дорогу – и образ получается до дрожи реалистичным. Главное чудовище (я не про то, что под мостом) набросано скупыми, но очень точными штрихами, отчего вся его уродливость бьет по нервам без промаха. Да, концепция тролля под мостом выглядит слегка непривычно в явно российском антураже, но в наше время это нормально. Автору спасибо – наряду с «Ветками» это самый сильный рассказ группы из тех, что я успел прочесть. А успел я прочесть почти все, пусть с обзорами и не тороплюсь. Мастерски сделанная, цельная вещь. Произведение искусства.

P.S. Видел у других комментаторов сравнения с «Троллевым мостом» Геймана. Они беспочвенны. Никакого сходства, кроме наличия собственно моста и тролля, между этими двумя вещами нет. А строить параллели только на мосте и тролле – то же самое, что говорить о сходстве «Мастера и Маргариты» с «Нужными вещами» из-за присутствия в них нечистой силы, приезжающий в город. Можно, но глупо и бесперспективно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий